Family LawВведение национальной системы прослеживаемости товаров — о чем нужно знать?

22/09/2021

Первые звоночки об обновлении системы отслеживания импортных товаров прозвенели еще в феврале 2021 года, когда федеральным законом  от 02.12.2019 N 386-ФЗ было ратифицировано Соглашение о механизме прослеживания товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.

Одним из ключевых моментов стало создание национальной системы обязательной прослеживаемости товаров для каждого государства, подписавшего Соглашение.

Зачем это нужно? Чтобы упростить порядок отслеживания импортируемого товара и снизить долю нелегальной продукции на рынке. 

Поэтому в системе обязательной прослеживаемости будут задействованы как сами импортеры, так и те, кто реализует или приобретает подконтрольный импортный товар, например, некоторую бытовую технику (холодильники, морозильники, стиральные машины), строительную технику (бульдозеры, автопогрузчики, экскаваторы) и даже детские коляски (подробный перечень можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 (ред. от 13.02.2021)).

Предполагается, что продукцию, подлежащую прослеживаемости, не будут включать в другие системы контроля.

Несмотря на то, что пока функционирование системы проходит в тестовом режиме, распространяется она и на ИП, и на ООО. Причем тип налогообложения не имеет значения — отчитываться и обмениваться электронными документами придется всем.

Оператором процесса будет выступать ФНС России.

В теории внедрение системы прослеживаемости должно было начаться с 1 июля 2021 года, однако сегодня все еще остаются открытыми вопросы по форме отчетности и окончательному перечню товаров, подлежащих контролю.

Очень многие предприниматели встретили новость о введении системы неоднозначно, очень уж она похожа на процесс маркировки. И все-таки отличия есть. 

Если в случае с маркировкой наносить определенный код (который в дальнейшем сканировали и отражали в документах) было необходимо на каждую единицу товара, то в системе прослеживаемости ничего не маркируется, а путь партий товара осуществляется через регистрационный номер (РНПТ), который обязательно должен быть указан в счет-фактуре. 

И, конечно, ключевое отличие — сдача обновленных (но пока окончательно не утвержденных) отчетов об операциях с прослеживаемыми товарами или обновленная ДТ по НДС. 

Сегодня основная задача компаний, которых касаются новые положения Соглашения, — выстроить систему взаимодействия и изменить текущий подход к оформлению обязательных документов. Ведь, невзирая на отсутствие до 1 января 2022 года штрафов за нарушение сроков сдачи отчетности, полноценную работу необходимо начать уже сегодня. 

Тем более, что в дальнейшем Соглашение предполагает достаточно суровые меры наказания: 

  • 1000 рублей за каждый документ отгрузки/реализации без отметок о прослеживаемости 
  • 5000 рублей за нарушение сроков сдачи отчетности в ФНС России
  • 20000 рублей за любое повторное нарушение в течении календарного года.

Кроме того, к отслеживаемым товарам не применяется правило-исключение по обоюдному письменному согласию не оформлять счет-фактуры для товаров с 0 НДС, и с 1 июля все реализации с ними должны сопровождаться счет-фактурами. 

Несмотря на кажущуюся простоту обновлений, компаниям предстоит сложная работа. В соответствии с новыми нормами НК РФ, организации обяжут заниматься сбором и учетом данных, сдавать в ФНС отчеты о ввозе прослеживаемых товаров, а также предоставлять информацию об их обороте. На основе этого будет создана база, которая станет фундаментом национальной системы прослеживаемости импортной продукции.

Также компаниям необходимо в кратчайшие сроки завершить переход на ЭДО с контрагентами, составить списки товаров, подлежащих прослеживаемости (с учетом классификации ВЭД), сдать в ФНС отчеты по остаткам, получить на них РНПТ и переработать справочники ТН ВЭД.

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:

г. Санкт-Петербург, Таллинская ул., д. 6В, лит. А, офис 100, БЦ «Восход»
Кудрово, ул. Областная, д.2, стр.2, секция 3

Социальные сети:

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.